ДЕТОНАЦИЯ МОТОРНЫХ ТОПЛИВ, наблюдается в поршневых двигателях вы у тр. сгорания с искровым зажиганием и возникает в результате образования и накопления в топливном заряде органич. перекисей, являющихся первичными продуктами окисления углеводородного топлива. Если при этом достигается нек-рая критич. концентрация перекисей в смеси, то происходит детонация, характеризующаяся необычно высокой скоростью распространения пламени и возникновением ударных волн. При нормальной работе двигателя пламя распространяется со скоростью 10-20 м/сек, в то время как при детонации - со скоростью 1500-2500 м!сек. Д. м. т. проявляется в металлич. "стуках", дымном выхлопе, вибрации и перегреве двигателя и ведёт к пригоранию колец, прогоранию поршней и клапанов, разрушению подшипников, потере мощности двигателя. Возникновение и интенсивность Д. м. т. зависят от режима работы и особенностей конструкции двигателя и хим. состава топлива. Горючие, содержащие много неразветвлённых парафиновых углеводородов, детонируют легче, чем содержащие разветвлённые парафиновые и ароматич. углеводороды, стойкие к детонации (см. Высокооктановые топлива). Детонационная стойкость отдельных компонентов топлив зависит от состава топливно-воздушной смеси (бедные или богатые смеси). Детонационную стойкость бензинов для бедных смесей характеризуют октановым числом, для богатых смесей - сортностью бензинов. Стойкость бензинов к детонации повышается при применении антидетонаторов, например тетраэтил-свинца. Лит.: Аксенов А. Ф., Авиационные топлива, смазочные материалы и специальные жидкости, М., 1965; Папок К. К., Рагозин Н. А., Технический словарь-справочник по топливу и маслам, 3 изд., М., 1963. В. В. Щекин. По материалам БСЭ. | |
Категория: Д | Добавил: lascheggia (29.09.2015) | |
Просмотров: 515 |