ЯДЕРНАЯ СИЛОВАЯ УСТАНОВКА, ядерная энергетическая установка, предназначена для использования, как правило, на трансп. средствах. Осн. сфера применения Я. с. у.- атомный флот. Это объясняется рядом преимуществ Я. с. у. перед корабельными установками на обычном топливе: практически неогранич. автономность плавания, большая мощность на валу, и, как следствие, возможность длительно использовать высокую скорость хода. Я. с. у. состоит из ядерного реактора с оборудованием и паро- или газотурбинной установки, посредством к-рых тепловая энергия, выделяющаяся в реакторе, преобразуется в механич. или в электрич. энергию. Наибольшее распространение в Я. с. у. получили водо-водяные реакторы под давлением. Преимуществ, использование Я. с. у. на судах, в первую очередь на подводных лодках, обусловлено тем, что Я. с. у. при работе не требуют кислорода, благодаря чему подводные лодки могут более длительное время находиться в погружённом состоянии. В 1959 в Сов. Союзе было построено первое невоенное судно с Я. с. у.- атомный ледокол "Ленин". В дальнейшем были построены более мощные атомные ледоколы - "Арктика" (1974) и "Сибирь" (1977). В 60-70-х гг. за рубежом также были построены трансп. эксперимент, суда невоенного назначения, оснащённые Я. с. у., - "Саванна" (США), "Отто Ган" (ФРГ), "Муцу" (Япония). В разное время в ряде стран велись разработки возд. трансп. средств с Я. с. у. (самолётов, дирижаблей), однако к 1978 работа по ним не вышла за рамки технико-экономич. исследований и проектных проработок. Несколько дальше продвинулись работы по Я. с. у. для космических летательных аппаратов', напр., в США (проект Nerva) работы были доведены до стадии стендовых испытаний. Ю. И. Корякин. По материалам БСЭ. | |
Категория: Я | Добавил: lascheggia (03.10.2015) | |
Просмотров: 497 |