РЕАКТИВНОЕ ТОПЛИВО, топливо для авиац. реактивных двигателей. В качестве Р. т. наибольшее применение нашли керосиновые фракции, получаемые прямой перегонкой из малосернистых (напр., отечеств. топливо марки Т-1) и сернистых (ТС-1) нефтей. Для произ-ва топлив, обладающих повышенной термич. стабильностью (напр., отечеств. топливо РТ, зарубежные А, А-1, В), фракции прямой перегонки подвергают гидроочистке. В произ-ве Р. т. используются также компоненты гидрокрекинга и демеркаптанизации. Важнейшими показателями Р. т. являются плотность и теплота сгорания (см. табл.), определяющие дальность полёта. Р. т. должно иметь высокую термич. стабильность, особенно если оно применяется на сверхзвуковых самолётах, в баках к-рых топливо может нагреваться до 150-200 оС и выше. Высокая термич. стабильность достигается очисткой топлива от неуглеводородных примесей (сернистых, азотистых, кислородных соединений), напр. путём обработки водородом. При этом одновременно обеспечивается и низкая коррозионная агрессивность Р. т. К очищенным сортам топлива для повышения их стабильности при хранении добавляются антиокислители (до 24 мг/л) и деактиваторы металлов (6 мл/л). В Р. т. содержится растворённая вода (до 0,008-0,01% при обычных темп-pax), к-рая при изменении условий может выделяться из топлива и вызывать электрохим. коррозию топливной аппаратуры, а также образовывать кристаллы льда. Поэтому в Р. т. вводятся ингибиторы коррозии (10-45 мг/л) и антиобледенительные присадки (0,1-0,3 объёмного %); добавляются также присадки, предотвращающие накопление статич. электричества и повышающие противоизносные свойства топлив.
Лит.: Нефтепродукты, под ред. Б. В. Лосикова, М., 1966; Зрелов В. Н., Пискунов В. А., Реактивные двигатели и топливо, M., 1968; Зарубежные топлива, масла и присадки, под ред. И. В. Рожкова, Б. В. Лосикова, М., 1971. И. В. Рожков. По материалам БСЭ. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
Категория: Р | Добавил: lascheggia (20.10.2015) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
Просмотров: 623 |